«КАСКАДНАЯ»
АКТРИСА
КАК СТАНОВЯТСЯ САМЫМИ ВОСТРЕБОВАННЫМИ В ПРОФЕССИИ
Подошел к концу 50-й театральный сезон краевого театра
музыкальной комедии. Так получилось, что он стал юбилейным и для одной
из ведущих актрис – заслуженной артистки России Зинаиды Черных.
Накануне ее бенефиса (актриса вновь блистала в роли сногсшибательной
донны Анны в мюзикле «Первая любовь Дон Жуана» М.Самойлова) мы
встретились с Зинаидой Николаевной, чтобы побеседовать о жизни и театре.
Девочка на качелях
…Деревянная доска на веревках между двух столбов – как пропуск в небо
для сидящей на ней и громко поющей девочки. Эта картинка из детства
Зинаиды Черных.
– Я пела сутками, не закрывая рот. В школьных
вокально-инструментальных ансамблях, но особенно любила петь, качаясь на
качелях, – признается Зинаида Николаевна. – Очень любила эстрадные
песни, подражала Эдите Пьехе, Софии Ротару (она до сих пор мой эстрадный
кумир). Но в Барнаульском музыкальном училище попала в класс Валентины
Михайловны Бардиан, а она – педагог, специализирующийся на классике. И
под ее влиянием я по крупицам, по песчинкам начала формировать и
развивать «другое» пение. После окончания училища меня пригласили в
краевую филармонию – солисткой лектория. Поработав там, поняла, что мне
хочется большего, а значит, необходимо еще учиться. Поступила в
Новосибирскую консерваторию, но, к сожалению, не окончила. У меня был
маленький сын, и семья для меня была важнее учебы. Может быть, на
каком-то этапе мне не хватило целеустремленности…
Творческая карьера Зинаиды Черных могла бы развиваться и по другому
сценарию. Она ездила на прослушивание в Москву в училище имени Гнесиных,
и там ей предложили подготовить программу и приехать поступать.
– Вначале у меня такой подъем был: в Москве – не отказали! А спустя
какое-то время восторги поутихли, и никуда я не поехала. Кто по
молодости глупостей не делал, – улыбается Зинаида Николаевна. – Да и как
показывает практика, диплом о высшем образовании еще не гарантия
успехов в творческой жизни. А мне грех жаловаться. Были времена, когда я
играла в день по две сказки, а потом еще вечерний спектакль. В 1994
году в каком-то краевом конкурсе даже победила в номинации «Самый
эксплуатируемый актер музыкального театра». Разумеется, это шутка, но в
ней есть и доля правды, значит – востребованный.
До свидания, Марица!
«Я готова за самое маленькое жалованье играть самые большие роли…»
Эти слова Адели из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса можно считать
актерским кредо Зинаиды Черных. С одной поправкой – Зинаида Николаевна с
одинаковым увлечением играет и главные роли, например, Розину в
музыкальной комедии «Плутовской роман, или Браво, Фигаро!», и… роль
Шкафа в детском мюзикле «Красавица и чудовище».
– Может быть, не сразу, но все-таки очень рано я поняла, что работа –
все для меня, я не смогу без этого жить. Любая роль – это счастье! Нам
очень повезло, что в нашем театре ставили разножанровые музыкальные
спектакли: классические и неовенские оперетты, мюзиклы и рок-оперу, –
рассказывает Зинаида Николаевна. – Себя я все-таки считаю «каскадной»
актрисой.
Лирических героинь играла в основном в молодости. И это тоже моя
удача. Если актриса родилась героиней, ей бывает очень трудно перейти на
характерные, возрастные роли – у меня же такой проблемы не было. Я
раньше пела Марицу, а теперь в этой оперетте играю тетушку Цецилию.
Причем я сама сказала: «До свидания, Марица» – после того, как у меня
сменился партнер. Я перестала чувствовать себя желанной женщиной.
Изображать молоденькую рядом с партнером моложе себя я не могу,
стесняюсь. Играя Цецилию, я буквально купаюсь в роли. Хотя есть актеры, с
которыми у меня этой проблемы не существует. Когда Володя Давыдов
играет Пеликана (а это возрастная роль), а я – мадам Каролину, я
чувствую его своим ровесником.
Кстати, поклонники Зинаиды Николаевны считают, что стесняется она
совершенно напрасно. Говорят: «Да вы посмотрите на нее в роли юной Цейтл
в спектакле «Скрипач на крыше» в паре с молодым актером театра Максимом
Веховым!»
Любимые образы
Не всякий актер или актриса могут назвать свою любимую роль. Легче
определить, какая из них стала знаковой в судьбе. Для Зинаиды Черных –
это роль Марии Магдалины в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда».
Зинаида Николаевна играла ее более восьми лет и постоянно привносила в
трактовку образа новые краски.
– Когда вознамерились поставить рок-оперу Уэббера, все волновались –
прекрасная музыка, богатый драматический материал, – вспоминает Зинаида
Николаевна. – Узнав, что мне предстоит играть роль Марии Магдалины, я
была счастлива. О такой роли любая актриса может только мечтать! У меня
были прекрасные партнеры: Петр Приходько пел Христа, специально
приглашенный актер театра Моссовета Валерий Еременко – Иуду. Когда
начались репетиции, я просто впитывала в себя музыку. А образ Магдалины!
Обольстительница, забиваемая камнями падшая женщина, верная
последовательница Иисуса… Работая над ролью, я не только занималась
вокалом, но и читала книги о Марии Магдалине, мне хотелось ее понять!
Просто хорошо спеть – это одно, а играть душой – совсем другое. Вообще, в
каждой своей роли я стараюсь выглядеть по-разному. Ну не может мрачно
страстная донна Анна говорить с интонациями Марицы, а легкомысленная
Адель – как романтичная Розина… Вот и начинаешь искать новые приемы для
создания образа. Например, играя донну Анну, я изменила тембр голоса –
он стал ниже.
Конечно, как и у многих актрис, у Зинаиды Николаевны есть «неспетые
песни». Например, ей так и не пришлось выйти на сцену в роли Сильвы. Но о
том, что не случилось, она говорить не любит, предпочитая вспоминать
удачи и приятные моменты.
Честь актера
Провинциальные актеры в гораздо меньшей степени, чем столичные,
избалованы вниманием публики, но у них тоже есть свои верные поклонники.
– Само собой, нас не ждут у служебного входа с охапками цветов, но,
например, когда я играла Марию Магдалину, одна девочка регулярно дарила
мне после спектакля белые лилии. У меня есть поклонница, которая уже
больше двадцати лет пишет мне письма. Было, что и стихи посвящали.
Совсем недавно, на концерте, когда мы исполняли романсы, мне женщина
подарила пакетик с косметикой. А дети иногда дарят шоколадки! –
улыбается Зинаида Николаевна. – Кстати, если цветы подарены от души,
очень долго стоят! Такие знаки внимания вдохновляют актера.
Эмоциональная связь с залом много значит для актеров. У нас в крае
зритель, который постоянно ходит в театр, очень взыскательный, его
невозможно обмануть! Даже когда приезжают столичные звезды, зритель
сразу чувствует: заработать приехали или настоящий спектакль привезли.
Нашему театру доверяют, и это добавляет ответственности! Доверие и
любовь зрителей дорогого стоят. Знаете, в моей актерской судьбе был
случай (к счастью, единичный!), когда мы играли спектакль перед залом, в
котором сидели всего двое зрителей. Что делать?! Приехали в деревню,
получили деньги, а публики – нет. Абсурд! Но играли! Было очень трудно.
Перед полупустым залом петь сложно. Но я, например, не умею играть
вполноги. Не понимаю, как можно наполовину войти в образ?.. Когда же зал
полон, это тебя так воодушевляет и подстегивает, кажется, что ты можешь
все!
Анна АЛЕКСЕЕВА, "Алтайская
правда"
4 июня
2010 г.
|