Собачья
утопия
На
сцене
театра музкомедии состоялась
долгожданная премьера первого
барнаульского рок-мюзикла "С@баки".
Это
еще первая серьезная работа
молодого режиссера Константина
Яковлева. Спектакль создан по
мотивам детской повести Константина
Сергиенко "До свидания,
овраг!" со значительными
доработками. Музыкальная постановка
с драматическим сюжетом о чувствах
собак и бесчувствии людей, о
наших общих радостях и горестях,
о заветной дверце, за которой
скрывается счастье. А счастье
для них - это "мир, в котором
нет жестокости. Мир, где не
важна порода". Знакомая
утопия?
Все
мы немного собаки...
Место
действия - овраг, дружелюбно
приютивший стаю бездомных, или,
как они себя называют, вольных
собак. У каждого пса своя история,
у каждого был свой человек,
и каждый испытал свою потерю.
Собачьи персонажи несут определенные
человеческие типажи, в которых
зритель может узнать себя, коллегу,
родственника или случайного
прохожего. Ведь в наше жестокое
время овраг может стать домом
и для человека.
Черный
(Михаил Дергилев) - предводитель
стаи, человек привез его за
город и оставил на произвол
судьбы. Черный бежал за ним,
падал и снова бежал, но человек
прогнал его. К определению Черного
как нельзя лучше подходит фраза
из песни: "Собака бывает
кусачей только от жизни собачьей".
Он живет ненавистью и местью
к людям. "Лучше отбери
кусок хлеба, страшнее просить",
поучает он Хромого (Владимир
Давыдов), который побирается
в поисках еды у добрых людей.
Но от руки плоких людей Хромой
и погибает.
Головастый
(Николай Башкирцев) жил со своим
человеком в школе, поэтому он
единственный из всех умеет читать.
Но Черный не приемлет ничего
человеческого и каждый раз разрывает
в клочья книги и газеты, найденные
Головастым. "Какие же вы
дураки! - восклицает Черный.
- Собаки - это собаки, они не
должны читать!".
Иногда
даже становится непонятно: собаки
на сцене или люди, но рычание,
лай, скуление и тихое тявканье
переносит нас в мир собак. Внешне
костюмеры тоже постарались создать
некий собачий антураж, перемешав
хвосты, уши и парики с нарядными
платьями, свисающими джинсами
и даже модными куртками. Особенно
ярко это представлено в изображении
прекрасной половины стаи: Бывшей
Таксы (Виктория Гальцева) и
Новых Песиков, именуемых в прошлом
Чанита и Чазета (Татьяна Ремизова,
Ирина Басманова).
Бывшая
Такса - романтичная особа, когда-то
она была артисткой, жила на
даче и носила на шее роскошный
бант. Бант давно истрепался,
вместо дачи - овраг, но в грезах
она представляет себя в блестящем
платье, немного безвкусном,
словно сшитым из штор, - такой
видит ее и зритель. Она немного
не от мира сего, она верит в
безграничную доброту каждого
и визжит от восторга, обнаружив
в овраге маленькую ржавую коробочку
с двумя дырочками. Чанита и
Чазета - совсем недавно попали
в овраг. Они из той породы собак,
которых человек наряжает в кружевные
платья, водит к собачьему парикмахеру
и душит фирменным парфюмом.
Их, разряженных и избалованных,
человек однажды "забывает"
на автобусной остановке, так
и не вернувшись за несчастными
созданиями.
Отдельного
описания требует один из главных
персонажей - это Гордый (Денис
Паньков). Его так зовут не из-за
грешного чувства гордыни, а
потому что он никому не подчиняется,
он в корне не согласен с утверждениями
Черного и своим лучшим другом
считает человека. А любит он
белоснежную... Кошку Ямомото.
У Евгении Типеевой, сыгравшей
роль Ямомото, прямо прирожденная
способность к мурлыканью, актрисе
как нельзя лучше удалось изобразить
кошачьи повадки, грацию и мягкую
походку. Вся такая ласковая,
вся такая домашняя, иногда она
сбегает из дома в овраг, к Гордому.
Однажды ей приходится навсегда
найти пристанище в овраге, потому
что домашние выбрасывают кошку
на улицу. И тогда она просит
Гордого в доказательство любви
к ней отомстить домашним. "Докажи,
что ты собак!" - просит
его обиженная Кошка. Но Гордый
любит человека, он знает, что
двуногие умнее, а месть - "это
общая кровь". "Хочешь,
жизнь тебе подарю, но не чужую,
а свою!" - предлагает ей
Гордый.
По-моему,
авторам удалось усовершенствовать
первоначальный материал, внеся
интригу в завершении спектакля.
Финал, конечно же, грустный,
но вот какой - каждый зритель
должен понять по-своему...
Спектакль
атмосферы
"С@баки"
- это не совсем обычная постановка
для Алтайского государственного
театра музыкальной комедии,
всегда уделявшему больше внимания
музыкальности. Здесь же во главу
угла поставлено драматическое
действие, и актерам невозможно
было спрятаться за хорошим вокалом.
Ведь заставить зрителя поверить,
что перед ним собаки, - нелегко.
Одной из самых драматических
сцен стала гибель Хромого, которого
вся стая любила за доброту и
щедрость. В момент смерти пса
его поднимают на кольцах куда-то
ввысь, показывая тем самым,
что душа пса попала в рай. Грызня
и ссоры Новых Песиков тоже больше
походят на собачий лай, чем
на человеческий разговор. Браво
постановщику за сцену драки
между Черным и Гордым, в которой
я увидела именно склоку собак,
а не человеческую потасовку.
-
Работа над спектаклем велась
нестандартно, поэтому он стал
ближе к драматическому, нежели
к музыкальному. Мы репетировали
этюдным методом, искали характеры,
совмещали черты людей и повадки
собак. Но спектакль в первую
очередь про людей. Когда вышли
на площадку, возникло много
новых находок, происходил настоящий
живой процесс: мы приглядывались
к соседским собакам, к бродячим
и прохожим. Владимиру Давыдову
(Хромой) даже снились сны, в
которых он явственно видел Черного,
слышал его голос, - рассказывает
режиссер-постановщик Константин
Яковлев.
Хотя
премьера уже прошла, но артисты
будут продолжать искать, так
как этот материал позволяет
постоянно быть в импровизационном
состоянии, каждый день могут
возникать новые персонажи.
-
Овраг - это грязь, коробки с
мусором, но существует момент
грез, вот тогда прожекторы разрывают
пространство, создавая невиданный
узор мечты. Мы вообще в этой
постановке акцентировали внимание
на работе со светом, создавая
таким образом спектакль атмосферы,
- продолжает Константин.
Свет
сыграл свою положительную роль
в постановке, но от чрезмерного
мелькания ярких прожекторов
зрение постоянно напрягалось
и приходилось невольно закрывать
глаза.
Сами
актеры называют свою постановку
романтическим роком - это новое
направление, которое, по мнению
Константина Яковлева, как нельзя
лучше показывает всю тяжесть
жизни в овраге, ему близко клацанье
металлических конструкций.
В
названии рок-мюзикла авторы
поставили значок "собачки",
которым обычно изображают электронный
адрес.
-
Мы привыкли видеть этот знак
в названии e-mail и при этом
не так часто задумываемся о
тех собаках, которые живут рядом
с нами. Так вот современное
отношение к этим животным как
раз и заключается в этом самом
бездушном значке, - пояснил
режиссер-постановщик "С@бак".
Алиса
Тростникова, "Вечерний
Барнаул"
№185, 7 декабря
2007 г.
|