Знал
бы прикуп, жил бы в Сочи...
Музыку
и либретто "Игры"
тридцать лет назад создали советские
классики жанра Александр Колкер
и Ким Рыжов. Однако ни драматическая
пьеса Сухово-Кобылина, ни ее
позднейшая музыкальная интерпретация
не потеряли своей актуальности
и поныне. А может быть, в сегодняшних
жизненных реалиях обрели еще
и дополнительную актуальность.
Шекспир,
устами одного из своих героев,
утверждал, что "наша жизнь
- театр, а люди в нем актеры".
Для главного героя спектакля
Михаила Васильевича Кречинского
(актер Павел Бедарев) этот известный
афоризм звучит несколько иначе:
жизнь - игра, люди - игроки,
а умение блефовать - путь к
успеху.
Ставка
- на любовь
...Не
везет в последнее время Михаилу
Кречинскому - замучали долги.
Кредиторы наступают на пятки,
скоро и в приличном месте не
покажешься. Выход один - выгодная
женитьба. Вроде бы и невеста
неплохая подвернулась - Лидочка
Муромская
(актриса Виктория Гальцева).
И сама-то мила, и папенька -
богатей. Но в исполнении Павла
Бедарева Кречинский - вовсе
не банальный искатель теплого
местечка под солнцем. Игра -
вот цель его и страсть.
Причем
игра не только та, что происходит
на зеленом сукне. Кречинскому
мало просто получить приданое,
он стремится очаровать, обольстить
(для жены он хочет быть "царя
и Бога выше"), подчинить
своим интересам всех в доме
Муромских. Для этого он танцует
(во время гавота - флирт, а
в мазурке - уже предложение
руки и сердца) с Лидочкой, сыплет
комплименты по адресу ее тетки
Анны Антоновны Атуевой (Любовь
Августовская), дарит бычка (демонстрируя
свои хозяйские таланты) Петру
Константиновичу Муромскому.
А дома, в затянутой паутиной
каморке, бьет своего приживала
Расплюева (Александр Лопатюк),
требуя добыть деньги на представительские
расходы.
И
вот, казалось бы, все прекрасно
устраивается: предложение сделано
и принято, благословление получено.
Но Фортуна игрока, образ которой
в спектакле воплощает солистка
балета Т.Тасова, так переменчива...
Впрочем,
свою игру "заказали"
практически все герои и героини
спектакля. Каждый из них преследует
определенную цель и желает заставить
плясать окружающих под свою
дудку. Например, Анна Антоновна
мечтает полновластно распоряжаться
домом и кошельком вдового брата,
а может быть, и племянницы.
А уж ростовщик Никанор Бек (в
исполнении Юрия Кашина с пластикой
пантеры и характерной картавинкой),
появляющийся в клубах дыма,
выглядит настоящим демоном-вершителем
судеб.
Легким
движением руки брюки превращаются...
Несмотря
на то, что действие постоянно
разворачивается в разных местах
(это и клуб, и дом Муромских,
и квартирка Кречинского), сценография
крайне проста, даже скупа. Зато
мобильна. Для того чтобы "перенести"
зрителей из одного места в другое,
иногда достаточно убранного
стола и замены задника. Так
же легко трансформируются и
костюмы героев, придуманные
Евгенией Болговой. Например,
сарафаны сенных девушек одним
мановением руки превращаются
в бальные платья дам.
А
как впечатляюще выглядят массовые
сцены с участием артистов хора
и балета! Они оттеняют, а иногда
подчеркивают не только действия,
переживания и характеры, но
даже и статус героев. Например,
ростовщик Бек появляется непременно
в сопровождении целой толпы
и "качков"-телохранителей.
В
отличие от некоторых мюзиклов,
"Игра" идет в сопровождении
"живой" оркестровой
музыки.
Яна Прозорова, "Алтайская
правда"
2004 г.
|