Метаморфозы
в стиле шансон
Премьеру
весьма эпатажного спектакля
под названием "Женщины
в любви" показал ошеломленной
публике 26 и 27 мая краевой
театр музыкальной комедии.
Постановку
не оперетты, не музыкальной
комедии, не мюзикла и уж тем
более не оперы, а "дилогии
метаморфоз в стиле шансон"
(так обозначен в программке
жанр представления) осуществила
прима театра заслуженная артистка
России Любовь Августовская.
Потому-то и была ошеломлена
поначалу публика, ожидающая
увидеть на сцене привычное действо
с обязательным сюжетом, с определенным
набором разнохарактерных героев,
которые непременно вступают
между собой в понятные публике
отношения.
А я - институтка!
Но
увидели и услышали зрители,
в сущности, концерт, состоящий
из двух примерно десятков песенных
произведений, которые в режиме
нон-стоп (прерываясь лишь на
антракт) исполняли пять актрис
театра: Любовь Августовская,
Лариса Владимирова, Лариса Герасцина,
Зинаида Черных и Ольга Салаева.
Однако
после первых же трех-четырех
песен мысль о концертной сущности
зрелища ушла, ибо каждая песня
представляла собой маленький
спектакль, разыгранный с азартом,
озорством и незаурядным
чувством юмора. Этакий мини-трагифарс
об одной отдельно взятой женской
судьбе.
Тут
были и романсы, и известные
советские песни, и песни, так
сказать, блатные, но ставшие
уже глубоко народными: "А
я институтка", "Друзья,
купите папиросы", "Мурка",
"А я девчонка, я шарлатанка",
"Купите бублики",
"Чемоданчик" и другие.
Причем, что интересно, тексты
некоторых песен актрисы сочинили
сами. Или, вернее, придумали
новые слова для известных мелодий.
Оставалось только диву даваться,
как они успевали в считанные
секунды поменять и одежды, и
образы. А еще - восхищаться
тем, что они не боялись предстать
перед публикой смешными или
некрасивыми!
В
поисках любви
К
концу первого акта становилось
ясно, что есть в этой дилогии
метаморфоз и своеобразный сюжет,
основанный на хронологической
последовательности, заложенной
в текстах мини-спектаклей. И
в этом сюжете явственно просматривалась
незавидная судьба русской женщины
с тех пор, как ее в позапрошлом
веке подвергали насилию похотливые
дворяне (в частности, граф Лев
Толстой), и до наших дней.
Какие
только испытания не выпадали
на ее долю! И одинокое материнство,
и жутковатые до- и послереволюционные
детство и юность, и война (о
ней актрисы пели, конечно же,
безо всякого юмора, а с искренним
драматическим чувством), и героическое
строительство "светлого
будущего", и мужья-алкоголики,
которых, может быть, "вылечит
советский диспансер". А
самое главное - тщетные поиски
любви и счастья...
Однако
необычное это представление
не рождает в зрительном зале
ни уныния, ни беспросветной
грусти. Публика с удовольствием
смеется, бурно аплодирует почти
после каждого номера, а под
занавес кричит "браво!"
и даже "молодцы!"
И это неудивительно, ибо несмотря
на тяжелую долю русской женщины,
финал спектакля светел и оптимистичен.
Во-первых, потому, что за кулисами
слышится многоголосый детский
смех, а дети, как ни крути,
- это все же счастье!
А
во-вторых, жизнь не заканчивается,
даже когда женщине - за сорок.
Именно об этом поют в финальной
песне собственного сочинения
(на мотив "Зачем вы, девочки,
красивых любите?") героини
спектакля: "Нам хватит
радости на целый век" -
и вовсе не стоит "грустить-печалиться,
когда вы - женщина в расцвете
лет!".
Не
трактор - не сломаемся!
После
спектакля мы спросили Любовь
Августовскую, как пять актрис
театра дошли до жизни такой?
-
В этом сезоне некоторые из нас
оказались не у дела. И я подумала,
почему бы нам на песенном материале
спектакль не сделать - и себя
показать. Чтобы все увидели,
что мы еще на многое способны!
Сначала
мы репетировали просто на энтузиазме.
Собирались и в рабочее, и в
нерабочее время, подбирали материал,
искали песни, разучивали, пели.
Работали мы с азартом, так нам
хотелось оторваться и выплеснуть
все, что у нас, у дам, накопилось.
-
А почему вы только про несчастную
женскую долю поете?
-
А у кого из наших женщин она
счастливая? Я во всяком случае
в нашей стране счастливых вообще
не вижу. Но спектакль-то у нас
все равно оптимистичный, потому
что мы верим и надеемся. Правда,
по большей части на самих себя.
Как мы поем в одной из наших
песен: "Не трактор, не
сломаемся!" А хоть и за
сорок: просыпаемся с головной
болью, но пляшем, скрипим, но
пляшем, денег нет - все равно
пляшем. В саду пашем, дома пашем,
а ведь еще и выглядеть надо!
И выглядим! Хоть у нас, артистов,
на дорогую косметику денег нет.
Елена Рябова, "Алтайская
правда"
№151 - 3 июня 2004 г.
|