И все-таки это был
Одиссей!
Почти уже
вечную, тысячелетнюю историю самого знаменитого на свете проявления женской
верности спел и сыграл благодарной публике в канун Международного женского дня
краевой театр музыкальной комедии. Это был спектакль "легкого", как и полагается
в этом театре, жанра под названием "Пенелопа" - на музыку отечественного
классика Александра Журбина в постановке заслуженного артиста России режиссера
Юрия Цехановского из Красноярска. Зрелище, что и говорить, получилось
яркое, красочное (художник - Виктор Илюшин), музыкальное; профессионально,
грамотно и чисто (и в режиссерском, и в актерском планах) сработанное, умеренно
философическое, местами - очень веселое, а в иных моментах - и
драматическое.
Историю, понятное дело, театр рассказывал
не столько гомеровскую, сколько осовремененную - в интерпретации известных
российских драматургов В.Константинова и Б.Рацера двадцатилетней
давности.
Впрочем, пыль десятилетий этой давней
интерпретации событий греческого эпоса отнюдь не помешала, а сделала ее,
наоборот (учитывая серьезные капиталистические перемены в нашей стране),
кажется, еще более актуальной. Ибо главный сюжетный стержень "Пенелопы" состоит
в том, что сын легендарной "соломенной вдовы" Телемак пытается делать на
материнской верности свой "маленький бизнес". Ежегодно Телемак устраивает
состязания женихов со всего света - своеобразные "олимпийские игры", на которых
претенденты своими спортивными достижениями пытаются покорить сердце упрямой в
своей верности мужу Пенелопы.
Но все без исключения женихи терпят
фиаско! Ибо последнее состязание - натянуть знаменитый лук Одиссея под
определенным углом - никто из них выдержать не может. Но зато сама Пенелопа
ближе к финалу и буквально накануне долгожданного возвращения Одиссея неожиданно
для всех (и для себя самой) влюбляется в самого незнатного и непрезентабельного
(но внешне весьма обаятельного) жениха... Ведь она, бедняжка, выйдя замуж в
шестнадцать лет и тут же на двадцать лет расставшаяся со своим суженым,
настоящей любви испытать так и не успела.
Исходя из всего вышеизложенного,
напрашивается вывод, что главной жанровой основой спектакля должен бы, по идее,
стать фарс. И отдельные его элементы в спектакле действительно присутствуют. В
этой уморительно смешной, гротесково комической манере уверенно, убедительно,
динамично и очень обаятельно существуют Телемак (артист Александр Лопатюк), отец
Одиссея Лаэрт (артист Валентин Кирин), его моложавая любовница-служанка Ирида
(артистка Зинаида Черных) и, конечно же, сам Одиссей, прикидывающийся поначалу
дряхлым стариком - якобы посланником Одиссея. Причем заслуженный артист России
Юрий Кашин, исполняющий роль Одиссея как бы в двух лицах, "прикидывается" так
здорово, что, даже зная текст пьесы, автор этих строк с трудом заставляла себя
верить, что смешной, согбенный седовласый старикан с "некашинскими" голосом,
интонациями и пластикой - это все же Юрий Кашин.
Однако все эти комедийно-фарсовые
интонации были в спектакле отнюдь не главными, ибо действие то и дело
устремлялось к не слишком выразительной мелодраме. Причем эта самая
мелодраматичность была, возможно, продиктована почти сугубо лирической музыкой
А.Журбина, которому фарсовые интонации были как будто бы чужды - и с ироническим
текстом Константинова и Рацера музыка то и дело вступала в разногласие. А может
быть, все дело тут было в подчеркнуто лирической оркестровой
трактовке...
Но как бы то ни было, а от спектакля,
несмотря на указанные актуально фарсовые фрагменты, веяло по большей части
театральной эстетикой второй половины прошлого века. И ладно еще, если бы это
была, так сказать, постмодернистская игра в "ретро". Нет! Главные герои
спектакля - Пенелопа и Клеонт страдали почти все время на полном серьезе и
выглядели то и дело персонажами не из той оперы. И оттого некоторые сцены
спектакля казались затянутыми, скучноватыми, а некоторые вокальные номера, как
мне показалось, даже лишними. Что и говорить, проблема "согласования" в одном
спектакле разнохарактерных жанров - для современного театра, пожалуй,
наитруднейшая...
Хотя, справедливости ради, нельзя не
заметить, что был в этом серьезном "переживательном" существовании Пенелопы и
Клеонта и положительный аспект - заслуженные артисты России Ольга Гавриш и
Виктор Парфенов продемонстрировали публике недюжинные драматические способности.
Особенно это было очевидно в финале, сыгранном в третьем по счету жанре - почти
настоящей драмы, которая настроила публику на высокие чувства и, возможно, даже
вынудила дам достать носовые платочки.
Уж очень хорошо, искренне и пронзительно
провела финальную сцену Ольга Гавриш: с очевиднейшей душевной болью отринув
неожиданную любовь, она мужественно и благородно собирается нести крест своей
верности мужу. Пенелопа-Гавриш поднимает Одиссея-Кашина с колен и спасает его
этим царственным жестом и поступком от злорадно смеющейся толпы, не желающей
признавать в Одиссее Одиссея. Ибо он, безумно уставший от своих двадцатилетних
странствий, не сумел натянуть свой собственный лук...
По материалам статьи Елены Рябовой,
опубликованной в газете "Алтайская правда" 16 марта 2002 г.
|