АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕАТР  МУЗЫКАЛЬНОЙ  КОМЕДИИ

 
 Меню  
О сайте
История театра
Труппа театра
Спектакли
Рецензии
Фотогалерея
Фонотека
Репертуар
Анонс
Касса
Новости
Это интересно
Беседка
Контакты

 

  Сегодня  

 

 

 

 

 

И все-таки это был Одиссей!

 Почти уже вечную, тысячелетнюю историю самого знаменитого на свете проявления женской верности спел и сыграл благодарной публике в канун Международного женского дня краевой театр музыкальной комедии. Это был спектакль "легкого", как и полагается в этом театре, жанра под названием "Пенелопа" - на музыку отечественного классика Александра Журбина в постановке заслуженного артиста России режиссера Юрия Цехановского из Красноярска.

 Зрелище, что и говорить, получилось яркое, красочное (художник - Виктор Илюшин), музыкальное; профессионально, грамотно и чисто (и в режиссерском, и в актерском планах) сработанное, умеренно философическое, местами - очень веселое, а в иных моментах - и драматическое.

 Историю, понятное дело, театр рассказывал не столько гомеровскую, сколько осовремененную - в интерпретации известных российских драматургов В.Константинова и Б.Рацера двадцатилетней давности.

 Впрочем, пыль десятилетий этой давней интерпретации событий греческого эпоса отнюдь не помешала, а сделала ее, наоборот (учитывая серьезные капиталистические перемены в нашей стране), кажется, еще более актуальной. Ибо главный сюжетный стержень "Пенелопы" состоит в том, что сын легендарной "соломенной вдовы" Телемак пытается делать на материнской верности свой "маленький бизнес". Ежегодно Телемак устраивает состязания женихов со всего света - своеобразные "олимпийские игры", на которых претенденты своими спортивными достижениями пытаются покорить сердце упрямой в своей верности мужу Пенелопы.

 Но все без исключения женихи терпят фиаско! Ибо последнее состязание - натянуть знаменитый лук Одиссея под определенным углом - никто из них выдержать не может. Но зато сама Пенелопа ближе к финалу и буквально накануне долгожданного возвращения Одиссея неожиданно для всех (и для себя самой) влюбляется в самого незнатного и непрезентабельного (но внешне весьма обаятельного) жениха... Ведь она, бедняжка, выйдя замуж в шестнадцать лет и тут же на двадцать лет расставшаяся со своим суженым, настоящей любви испытать так и не успела.

 Исходя из всего вышеизложенного, напрашивается вывод, что главной жанровой основой спектакля должен бы, по идее, стать фарс. И отдельные его элементы в спектакле действительно присутствуют. В этой уморительно смешной, гротесково комической манере уверенно, убедительно, динамично и очень обаятельно существуют Телемак (артист Александр Лопатюк), отец Одиссея Лаэрт (артист Валентин Кирин), его моложавая любовница-служанка Ирида (артистка Зинаида Черных) и, конечно же, сам Одиссей, прикидывающийся поначалу дряхлым стариком - якобы посланником Одиссея. Причем заслуженный артист России Юрий Кашин, исполняющий роль Одиссея как бы в двух лицах, "прикидывается" так здорово, что, даже зная текст пьесы, автор этих строк с трудом заставляла себя верить, что смешной, согбенный седовласый старикан с "некашинскими" голосом, интонациями и пластикой - это все же Юрий Кашин.

 Однако все эти комедийно-фарсовые интонации были в спектакле отнюдь не главными, ибо действие то и дело устремлялось к не слишком выразительной мелодраме. Причем эта самая мелодраматичность была, возможно, продиктована почти сугубо лирической музыкой А.Журбина, которому фарсовые интонации были как будто бы чужды - и с ироническим текстом Константинова и Рацера музыка то и дело вступала в разногласие. А может быть, все дело тут было в подчеркнуто лирической оркестровой трактовке...

 Но как бы то ни было, а от спектакля, несмотря на указанные актуально фарсовые фрагменты, веяло по большей части театральной эстетикой второй половины прошлого века. И ладно еще, если бы это была, так сказать, постмодернистская игра в "ретро". Нет! Главные герои спектакля - Пенелопа и Клеонт страдали почти все время на полном серьезе и выглядели то и дело персонажами не из той оперы. И оттого некоторые сцены спектакля казались затянутыми, скучноватыми, а некоторые вокальные номера, как мне показалось, даже лишними. Что и говорить, проблема "согласования" в одном спектакле разнохарактерных жанров - для современного театра, пожалуй, наитруднейшая...

 Хотя, справедливости ради, нельзя не заметить, что был в этом серьезном "переживательном" существовании Пенелопы и Клеонта и положительный аспект - заслуженные артисты России Ольга Гавриш и Виктор Парфенов продемонстрировали публике недюжинные драматические способности. Особенно это было очевидно в финале, сыгранном в третьем по счету жанре - почти настоящей драмы, которая настроила публику на высокие чувства и, возможно, даже вынудила дам достать носовые платочки.

 Уж очень хорошо, искренне и пронзительно провела финальную сцену Ольга Гавриш: с очевиднейшей душевной болью отринув неожиданную любовь, она мужественно и благородно собирается нести крест своей верности мужу. Пенелопа-Гавриш поднимает Одиссея-Кашина с колен и спасает его этим царственным жестом и поступком от злорадно смеющейся толпы, не желающей признавать в Одиссее Одиссея. Ибо он, безумно уставший от своих двадцатилетних странствий, не сумел натянуть свой собственный лук...

 

 По материалам статьи Елены Рябовой, опубликованной в газете "Алтайская правда" 16 марта 2002 г.

 

 

  Рецензии  

 

 

"Пенелопа"

 

А. Журбин

Б.Рацер В.Константинов

 

 

 Наши друзья  
 

Восточная кухня


на главную | в начало раздела РЕЦЕНЗИИ | контакты