Лучше мавра может
быть только Кашин
Последнюю в
театральном сезоне 2000-2001 г. премьеру подарил публике театр музыкальной
комедии - оперетту Шарля Лекока "Жирофле-Жирофля", постановку которой
осуществили режиссер Сергей Куранов (Самара), художник Борис Анушин
(Санкт-Петербург) , балетмейстер Александр Курбатов и дирижер Валерий
Крестенко. Эта старинная, сочиненная композитором в
семидесятые годы аж позапрошлого века, оперетта действительно во внешней своей
части очень сильно смахивала на подарок - например, на коробку шоколадных конфет
в яркой красивой коробке.
Легкая, иронично-незатейливая музыка,
которую театральный оркестр исполнял, похоже, с удовольствием, выразительно и
точно расставляя сценические акценты; лаконичная и тоже приправленная иронией
сценография (ее очаровательной изюминкой стали "игрушечные" облачка, которые в
иные моменты действия перемещались по "небу"); выразительные, яркие и
гротесково-смешные костюмы; незамысловатые (в стиль музыке), но очень изящные и
грациозные танцы - все это вместе взятое настраивало публику, если продолжить
сравнение с конфетами, на дегустацию натурального качественного шоколада. И не
только настраивало, но - в музыкально-хореографической части -
праздником-шоколадом и было.
Однако, едва только начиналось собственно
действие, праздник приказывал долго жить. Хотя сюжет пьесы и обещал быть лихо
закрученным, острым и динамичным. Композитор, во всяком случае, подал его "в
духе нарочито наивного староитальянского фарса", а театральный оркестр этот
офранцуженный "итальянский дух" очень хорошо прочувствовал и воплотил. Чего, к
сожалению, нельзя сказать о режиссуре...
Режиссер, похоже, не определился с
жанром, и актерам ничего не оставалось, кроме как играть взамен динамичного
острого фарса не то вялую мелодраму, не то посредственную комедию.
Обаятельно живую и потому запомнившуюся
реакцию на сценические события актеры, впрочем, в иных моментах все же
демонстрировали. Например, заслуженный артист России Петр Приходько - в сцене,
когда его герой по имени Мараскин подглядывает за своей супругой, вынужденной
прикидываться женой другого претендента в мужья. Или Зинаида Черных - в
финальной сцене, когда ее Жирофля к вящему восторгу публики выбирает себе в
мужья не красавца Мараскина, а уморительнейшего мавра в исполнении заслуженного
артиста России Юрия Кашина.
Это, кстати сказать, был единственный
персонаж, который не только оживлял, но и буквально взрывал действие.
Практически все сцены с участием Кашина пролетали на одном дыхании - энергично,
динамично и весело. Так что, можно сказать, что именно Юрий Кашин не только
взбодрил и украсил, но в каком-то смысле и спас действенную основу этой
французской оперетты.
По материалам статьи Елены Рябовой,
опубликованной 28 июня 2001 г. в газете "Алтайская правда".
|